Ключевой подготовительный этап SEO-аудита перед началом продвижения сайта — грамотно составленное семантическое ядро. Оно будет полезно не только стартующим ресурсам, желающим выделиться в поисковой выдаче, но и “старичкам”, которые никак не могут добиться взаимности от поисковиков.
В этой пошаговой инструкции мы разберемся, что такое семантическое ядро сайта, зачем его составлять и какие есть алгоритмы и инструменты для его сбора.
Функции семантического ядра
Семантическое ядро — это набор поисковых фраз и слов, которые помогают поисковым алгоритмам определить тематику сайта, какой контент, услуги или товары на нем можно найти. По этим ключевым запросам или ключам продвигается сайт.
Почему ядро семантическое? Семантика в лингвистике — это раздел науки, изучающий смысловое значение лексических единиц. А применительно к SEO оптимизации семантическое ядро — это смысловое позиционирование вашего сайта.
Семантическое ядро сайта — это основа продвижения, оно поможет вам понятно представить сайт поисковикам и пользователям. Каким вы его составите, таким алгоритмы сайт и воспримут, поэтому ошибки на этом этапе чреваты сливом бюджета.
Какие задачи решает семантическое ядро?
- Благодаря ему вы точно рассчитаете стоимость продвижения
- Ключи задают направление внутренней поисковой оптимизации: контент и страницы создаются под запросы пользователей
- На основе семантического ядра создается логическая структура сайта и выделяется семантика для текста на сайте
- Ключи из семантического ядра добавляются в метатеги для того, чтобы сайт быстрее смог считать вашу тематику, проиндексировать сайт и вывести ее в поиске, например, в сниппете
Правильно подобранное семантическое ядро обеспечит сайт естественным органическим приростом целевого трафика, соответственно, это путь к росту продаж и привлекательности для рекламодателей.
Подготовительный этап
Сбор маркеров
Маркер или маркерный запрос — это слово или фраза, максимально точно передающая суть конкретной страницы сайта. Как правило, это заголовок h1, например, название раздела или категория. Однако у одной страницы может быть несколько маркеров.
Для чего необходимо собирать маркеры? На их основе в дальнейшем сформировываются ключи, поисковые запросы, из которых образуется семантическое ядро. Например, на основе маркера “ароматические свечи” можно сформировать ключи “ароматические соевые свечи купить”, “ароматические свечи купить мск” и другие.
Определение региона
Необходимо определиться, в каком регионе вы собираетесь продвигаться. В одном регионе, если у вас локальный бизнес, или в нескольких или, возможно, тематика вашего сайта и вовсе геонезависима.
- Геозависимая семантика имеет отношение к конкретной области или городу. В основном, это коммерческая семантика: “купить”, “цена” и т.д. Но при этом нужно добавлять ключевые слова по конкретной геолокации: “спб”, “питер”, “петербург”, “невский”, “центр”, ”исаакиевский”. Учитывайте в том числе расположенные рядом достопримечательности — туристы ориентируются по ним.
- К геонезависимой семантике можно отнести сайты с развлекательным, новостным, аналитическим контентом, то есть все сайты, которые не привязаны к конкретной локации. Семантика для информационного сайта не обязательно должна содержать ключ определенного региона/города.
Сбор семантики
Теперь, когда вы отобрали маркерные запросы, можно собирать семантику для сайта для составления непосредственно семантического ядра. Чтобы хорошо охватить тематику, вам потребуется собрать максимальное количество слов и словосочетаний из многих источников. Это можно сделать вручную или с помощью инструментов.
Ручной сбор
Собрать базовую семантику можно вручную, например, создавая mindmap-карты или анализируя ваших прямых конкурентов. Зайдите на сайт с похожей на вашу тематикой и отметьте основные и часто встречающиеся ключевые запросы. Собирайте их в excel-таблицу.
Проверьте ваши ключи на предмет двусмысленности и неточности, например, если вы продаете только детскую обувь, не придет ли к вам аудитория в поисках женской обуви. Объединяйте эти ключи со словами, характерными для коммерческого запроса: “цена”, “стоимость”, “купить”, “аренда”.
Надо понимать, что ручной подбор — энергозатратное и не самое эффективное решение, но это поможет вам хотя бы на старте разобраться, по какому алгоритму работают программы и сервисы.
Отличный инструмент для ручного сбора семантики — Яндекс WordStat. Выберите интересующий вас регион продвижения и введите ваш основной маркер. Сервис покажет, какие вариации поисковых запросов вводятся пользователями с этими ключами.
Сервис выводит ключи в двух колонках — в одной будут ключи с прямым вхождением, а в правой отразятся другие возможные формы этого запроса. Выберите те запросы, которые вы могли упустить ранее и так же добавьте их в свою таблицу.
Однако лучше всего выбирать автоматический сбор.
Инструменты
Какие еще есть инструменты, помимо Яндекс Wordstat, чтобы быстро составить семантическое ядро? К вашим услугам планировщик ключей от Google AdWords, Serpstat, Key Collector, Keywordtool и другие.
Часто эти программы и онлайн-сервисы условно-бесплатные, и у вас будет возможность протестировать их функционал перед покупкой подписки. Однако как и все автоматические сервисы, они периодически обновляются, и между апдейтами могут возникать неточности показателей частотности, поэтому некоторые важные параметры нужно перепроверять либо вручную, либо с помощью других сервисов, чтобы получить правильный сбор семантики.
Далее необходимо приступить к оптимизации семантики.
Чистка запросов
В процессе автоматического сбора семантики в вашу “сеть” попадется много мусора, например, омонимы — слова, одинаковые по форме и разные по значению. Ни в коем случае нельзя, чтобы они попали в ядро, иначе вы собьетесь с курса и получите нерелевантный трафик. Делать вручную это все долго, поэтому снова прибегнем к помощи сервисов.
Например, тот же key collector, который собирает семантику, может ее еще и почистить. Во вкладке “Данные” нажмите “Анализ групп” и программа сгруппирует слова. Если какие-то слова вам не подходят, отметьте их галочкой и автоматически удалите фразы с этими словами. Экспортируйте и проверяйте данные. Так же можно использовать в комбинации Муравейник Tools.
Сбор частотности и ее виды
Рассмотрим подробнее такой критерий как частотность.
Частотность — это количество обращение пользователей по конкретному запросу за определенный период времени. Словом, частотность показывает, сколько раз пользователи вбивали в поисковик тот или иной запрос в течение месяца.
Знать частотность в процессе составления SEO ядра необходимо, чтобы отфильтровать нецелевые и непопулярные запросы, чтобы не тратить на них ресурс и быстрее вывести сайт в ТОП.
Какие частотности существуют?
- низкочастотная — их вводят в поисковик реже 150 раз в месяц
- среднечастотная — до 1500 раз в месяц
- высокочастотная — от 1500 раз в месяц
Частотность можно определить в Google Adwords или Яндекс WordStat. Например, WordStat показывает общую и точную частотность запросов, и их стоит внести в таблицу для каждого ключа. Общая частотность расскажет о том, сколько раз за последний месяц ключ был введен в строку поисковика, а точная — сколько раз был введен именно прямой запрос без вариаций, дополнительных слов и склонений.
Кластеризация
Следующий этап после того, как вы собрали SEO ядро — его кластеризация. Это разбивка поисковых запросов на группы, исходя из их смысловой схожести, для определения того, какие страницы стоит создать под эти ключевые слова. Именно на основе готовых кластеров готовится контент для этих страниц. Кластеризовать запросы лучше автоматически, для этого существует множество сервисов.
Составление структуры сайта
На основе кластеров теперь можно создавать удобную структуру ресурса. Структура сайта — это логически выстроенная иерархия страниц. Понимая структуру, можно выстроить грамотный удобный интерфейс, отвечающий запросам пользователей.
Пример готового семантического ядра
В качестве образца рассмотрим SEO ядро для интернет-магазина кондитерской.
Ее ассортимент насчитывает более 500 единиц, соответственно, семантическое ядро получилось объемным, более чем на 3000 запросов после чистки и кластеризации. Слева вы можете видеть запросы с точным вхождением, а справа их возможные вариации, которые тоже вошли в семантическое ядро.
FAQ
Сколько запросов должно быть?
Семантическое ядро должно охватывать максимальное количество ключей, но в зависимости от вашей стратегии. Например, для низкочастотной тематики достаточно нескольких сотен ключей, а для высокочастотной составляйте большое ядро — количество может доходить до десятков тысяч.