3 шага для переноса сайта на новую CMS без потери позиций
Как перенести сайт на новую CMS, чтобы не испортить результаты в выдаче, поведенческие факторы и отношения с поисковиками. Предлагаем практическое руководство.
С ростом проекта возникают новые потребности, с которыми родная CMS не всегда может справиться. Казалось бы, что сложного перенести базы данных на другой движок и расширить функционал админки сайта? На практике придется столкнуться с рядом сложностей, и, в первую очередь, это переоптимизация SEO параметров. Если подойти к вопросу халатно, трафик из поисковиков упадет в 3-4 или даже 10 раз, а на восстановление позиций уйдут месяцы. Как избежать подобной ситуации?
Шаг первый: аудит и подготовка общего ТЗ для тестирования нового движка
Одна из основных причин переезда – невозможность внедрить нужные методы оптимизации. Чтобы не наступить на те же грабли во второй раз, сначала необходимо протестировать несколько CMS и подобрать оптимальную. Далее подключается программист, которому понадобиться техническое задание:
- Разработать костяк сайта с учетом необходимых типов страниц, как старых, так и новых.
- Сформировать и автоматизировать процесс создания URL адресов.
- Внедрить шаблоны метаданных или перенести готовый вариант со старой CMS.
- Задать технические параметры, в числе которых robots.txt, sitemap.xml, html-sitemap, no index страницы и т.д.
- Добавить SEO оптимизацию, либо путем переноса со старой CMS с включением новых фишек, либо создать заново.
На каждом из этапов вероятны проблемы или заминки, но выполнив программу минимум, будете уверены в целесообразности переезда и убережете себя от глупых трат.
Шаг второй: контроль и тестирование
Результатом работы программиста станет болванка, которой еще предстоит придать форму:
- Проработать дизайн. Рассмотрите несколько макетов, опробуйте их в живую, продумайте, какие опции возможно понадобятся в дальнейшем. Если привлекаете к разработке дизайнера, не поленитесь подготовить список пожеланий и вопросов. На этом этапе фактически решается на сколько сайт будет интересен клиентам. Альтернатива – клон старого проекта.
- Структурировать процесс. Разбейте комплекс мероприятий на отдельные задачи с жесткими временными рамками, по дедлайну просите отчет о проделанной работу у ответственного специалиста.
- Проверить юзабилити. После создания базовых элементов, разделов и страниц, попробуйте на сколько удобно получилось. Если есть трудности, переделывайте.
- Контрольный тест. Когда вся визуальная и аппаратная часть почти закончена, проведите аудит на предмет ошибок, тестовых страниц или контента, и общего состояния сайта. Обязательно проверьте важную информацию: контакты, цены услуги.
Шаг третий: разработка подробного ТЗ для переезда
Как и в армии, инструкция написана «кровью» сеошников, каждый пункт обязателен, менять последовательность не допускается:
- Бэкап старой и новой версий для возможности быстрого отката.
- Перенос таблицы старых 301 редиректов по схеме:
- выгрузка наиболее трафиковых страниц из Google Analytics, с отчета «Каналы – Органический Поиск» путем экспорта 1000 строк «Страниц входа»
- сбор данных о страницах с внешними ссылками сервисом Ahrefs, путем перехода на сайт, указания домена, нажатия «Export», в полученной таблице редиректу подлежат все URL из колонки Link URL
Данные второй выгрузки останется добавить в первую таблицу и убрать дубли. Сделать это можно либо фильтром Excel, либо фильтром TextFX в Notepad++
Далее нужно проверить, полученный список на доступность. Возможно, некоторые страницы удалены или не работают. Отфильтровав мусор останется проверить чтобы на новом сайте все страницы отдавали 301 код. Процесс автоматизирует Netpeak Checker – параметры проверки Status Code и Redirects. Программа наглядно показывает цепочку редиректов, поэтому можно исправить ошибки перенаправления на главную страницу вместо целевой.
- Создание новой таблицы 301 редиректов.
- используя Netpeak Spider выгрузить страницы со старого и нового сайта и свести данные в таблицу;
- для уникальных страниц старого сайта настроить 404 редирект;
- внести изменения на сайт.
- Перенос контента. На этом этапе проанализируйте старый сайт и определите какие страницы нужно перекинуть на новый. Писать статьи с нуля смысла нет, поскольку это отрицательно отразится на ранжировании. Для удобства рекомендуется составить таблицу:
- Сохранение верификаций Яндекс и Google в корневом каталоге нового сайта.
- Синхронизация динамических данных перед запуском проекта. Речь идет об обновлении цены, добавлении товаров или услуг, если ассортимент расширен.
- Оповещение рекламщиков об изменении URL. Это важно для корректной настройки рекламных кампаний.
- Установить инструменты аналитики и выполнить их настройку.
- Открыть сайт для индексации.
- Выполнить перелинковку по новым URL.
- Установить правила индексации для сайта и отдельных страниц.
Шаг четвертый: проверка и глобальный аудит
После переезда сделайте глобальный аудит, чтобы спать спокойно и не переживать о трафике. Проверке подлежат:
- все страницы на наличие метаданных и отсутствие запретов на индексацию;
- формы обратной связи, «горячие» кнопки для звонков в 1 клик, корзина товаров;
- перенос Яндекс.Метрики и аналогов;
- добавление sitemap.xml в панели вебмастера;
- аудит на предмет критических ошибок.
В течение первой недели просадка трафика может наблюдаться на уровне 18-20%, за месяц показатель вернется в норму.
Хотя SEO специалист доверяет часть работы дизайнерам и программистам, вся ответственность за успешность переезда лежит на нем. К работе нужно относится крайне внимательно и скрупулезно придерживаться технического задания и контрольных этапов. В этом случае результаты трудов порадуют, а через 2-3 месяца трафик начнет расти.