Как составить ТЗ для SEO копирайтера
ТЗ в SEO копирайтинге. Как сотрудничать с исполнителем. Рекомендации заказчикам.
Копирайтеры между собой частенько шутят: «Без хорошего ТЗ – результат будет ХЗ». Как говорится, в каждой прибаутке есть доля правды. Неумение составлять внятное техническое задание – основная проблема заказчиков, из-за которой срываются серьезные проекты. Чтобы не прославиться на фрилансе под именем «мистер Незнаючегохочу», не поленитесь прочитать коротенький инструктаж ниже.
Зачем ТЗ, если можно объяснить вкратце
Техническое задание нужно вам, а не копирайтеру (хотя с первого взгляда кажется обратное). Причина ясна как день: исполнитель не телепат. Излагайте свои цели, идеи и пожелания в письменном виде, желательно с мельчайшими подробностями.
Каким бы профессионалом ни был копирайтер, только вы знаете, на каких столпах стоит ваш бизнес. Чем больше условий – тем больше шансов получить качественный контент.
На что обратить внимание
Скажем сразу: заказчик заказчику рознь. Не существует универсальной «волшебной пилюли», проглотив которую, копирайтер произведет на свет шедевр. Объем ТЗ зависит от типа требуемого контента и целей. Но есть пункты, на которые стоит обратить внимание, если вы хоть немного заинтересованы в судьбе своего сайта.
Уникальность текста
Разумеется, контент должен быть интересным и оригинальным. Но здесь не всё так просто. Не торопитесь ставить условие: «Уникальность от 99%!». Будьте реалистами. Например, вам нужна статья с цитатами. Это часть текста, которую невозможно вырезать или заменить синонимами. Коды, названия, термины, и прочее, что не имеет схожих по значения слов, понижает уникальность текста, и это нормально.
Продумайте приблизительную структуру статьи и объем незаменимых словосочетаний, после чего сформулируйте условие. Оптимальная уникальность для подобных текстов - от 90%. Во всех остальных случаях смело требуйте 99-100%. Пользуйтесь Text.ru или Content Watch.
Вода и переспам
Начинающих копирайтеров «тошнит буквами». Это естественно, так как каждому хочется продемонстрировать свой художественный слог и умение «жонглировать» словесными конструкциями. Проблема в том, что поисковики не воспринимают «толстовский манер», и переспамленный контент остается незамеченным.
Для статей оптимальная тошнота по Адвего – от 6 до 9%. Водные слова по Текст.ру – до 10-12%. До фанатизма тоже доходить не стоит: если контент конкурентов не имеет, а в теме можно разгуляться, слишком «пересушивать» текст не нужно.
Структура статьи
Да, копирайтер не программист, и ему не нужно задумываться о том, какой облик примет статья на сайте. Тем не менее, требуйте присылать тексты в формате Word, соответствующие правилам форматирования:
- заголовки «Н», а не полужирное начертание;
- перечисления и нумерации вместо тире;
- абзацы;
- анкоры с гиперссылками (если требуются);
- шрифт Times New Roman, 12 размер, выравнивание по ширине;
- выделенные ключевые слова (маркером или полужирным).
С красивым текстом проще и приятнее работать.
Ключевые слова
Объем ключевиков регулируйте в зависимости от количества ЗБП. Лучше дать меньше, но устойчивые запросы, которые гармонично впишутся в текст. Не стоит выписывать 30-50 слов, если объем текста 3000-4000 знаков, это создаст лишний переспам и снизит информативность к нулю. Для маленьких статей оптимальное количество ключевиков – 3-10 штук. Для объемных (от 8-10К символов) – до 20.
Раскрытие вопроса
Некоторые копирайтеры отступают от темы и набирают объем за счет воды и лирических введений. Внешне это выглядит красиво, но поисковики так не думают. Напоминайте исполнителю, что вам нужен четкий сухой текст, в котором читатель найдет ответы на все вопросы. Иначе конкуренция в ранжировании будет беспощадная. Пользуйтесь сервисом Главред (оценка – 7,5+).
Сервисы для генерирования ТЗ
У вас нет времени на прописывание пунктов в ТЗ? Выход есть. Пользуйтесь сервисами для генерации заданий:
- Техзадатор. В систему внедрено несколько модулей, обрабатывающих поисковую выдачу. Робот просчитывает желательный объем контента и анализирует тексты по ключевикам. Система очень умная: пропускает «стоп-слова», работает с ключевиками-исходниками, игнорирует материал из Википедии. Переход на Техзадатор по ссылке.
- TZMonster. Для работы с системой достаточно добавить исходные ключи. Робот сам рассчитывает параметры, основываясь на выдаче ТОП-10 или ТОП-50. Готовую работу копирайтера загружайте сюда же – TZMonster проверит соответствие текста заданным требованиям. Переход на TZMonster по ссылке.
- SEO Циллин. Принцип работы схожий с TZMonster: задаете основные ключи, а робот пробивает их в ТОП-50 статей. Просчитывается среднее арифметическое по всем показателям (вода, спам, уникальность и пр.). Машина сама определяет количество ключевиков для точного вхождения. Переход на SEO Циллин по ссылке.
- Семен Ядрен. 5 групп для составления ТЗ бесплатные, остальные – по 1 руб за штуку. В основном сервис работает с ядром: собирает, группирует и предлагает варианты для расширения семантики. Переход на Семен Ядрен по ссылке.
- 2seo.pro. Фактически сервис платный, но стоимость юнитов настолько копеечная (от 4,5 рублей за ключ), что услугу можно считать бесплатной. Принцип работы похож на Семен Ядрен. Переход на 2seo.pro по ссылке.
В ТЗ вы можете добавить свои пункты и пожелания. Что касается самого сотрудничества, настоятельно рекомендуем не загонять исполнителя в жесткие рамки. Достойная оплата, объективный срок, четкое ТЗ и вежливое общение – залог успешно выполненной работы.